устный журнал «Искусство - это память народа» - Досвід бібліотекарів <!--if(Досвід роботи)-->- Досвід роботи<!--endif--> - Все для вчителя - CАЙТ ПЯТЫХ Е.И.
Меню
Нам пишуть
    
   Календар
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
Гості з 25.04.11
Хто в гостях
Підручники онлайн

Підручники онлайн
Реєстрація сайту
Главная » Файлы » Досвід роботи » Досвід бібліотекарів

устный журнал «Искусство - это память народа»
02.11.2013, 00:35
Мероприятие
по гражданскому воспитанию:
устный журнал «Искусство - это память народа»
(для учащихся среднего и старшего звена)

Цель: воспитывать в учащихся любовь к родной земле, независимости государства; формировать патриотические чувства, гордость за старшее поколение, выстоявших и завоевавших независимость родны; воспитывать глубокое уважение к участникам ВОВ; способствовать пробуждению желания изучать историю своей страны, беречь традиции и сопереживать за будущее - мир и процветание своей страны; воспитывать эстетические чувства.
Материал: запись песен о войне, книги:
В. А. Кондратьева «Говорят погибшие герои 1941-1945 г.»,
Т. М. Ходцева «Стояли насмерть»,
Ю. К. Стрижков «Никто не забьет и ничто не забыть»,
Репродукции картин:
С. Герасимов «Мать партизана»,
Плакаты:
Кукрыниксов и Таидзе, Кукрыниксы «Конец»,
А. А. Пластов «Фашист прилетел»,
К. Ф. Юон «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 г.»
Б. С. Учгаров «Возвращение»,
А. Дейнека «Оборона Севастополя»,
П. Оссовский «Салют победы»

Историческая справка
І вед.: Для проведения военных действий против СССР немецким командованием было создано два плана. Планы «Барбаросса» и план «Ост»  политические цели которого  уничтожение и порабощение населения СССР.
Военно-стратегический план  уничтожение за 1,5-2 месяца советских вооруженных сил  «блицкриг», завоевание территории до Волги, а потом до Урала. К началу Великой Отечественной войны Германия и её союзники имели на границе с СССР 5,5 млн. человек, 3700 танков, 5000 самолётов. Советская Армия - 2,9 млн. человек, 1800 тяжёлых и средних танков, 1540 самолётов новой конструкции.
II вед.: Ночь с 21 на 22 июня 1941 г. Темнота. Туман. Тишина. Но тишина тревожная. Пограничники бдительно прислушиваются. На противоположном берегу Буга Гитлеровский войска заканчивают последние приготовления. Наводятся тысячи пушек, к самолётам подвешиваются бомбы, заправляются горючим танки. Приближается час «Х»  3.15(4.15 по московскому времени) ... Грохот. Взрывы. Дым пожарищ. Крики раненных, плач женщин и детей. Стон самой земли ...
ІІІ вед.: Где-то радио в дому
В июньский этот день вступало
Ещё не с тем, о чём ему
Вещать России предстояло ...
«...Сегодня, в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города - Житомир, киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие причём убито и ранено более 200 человек ...»
(Из Заявления Советского правительства по поводу вероломного нападения фашистской Германии 22 июня 1941 г.)
1418 дней отделяют 21 июня 1941 года от 9 мая 1945 года.
Библ.: «Господи, нам хотя б годочков 5 прожить без войны, как бы всё изменилось!»  эту фразу часто можно было услышать в те, первые, послевоенные годы. А страна постепенно поднималась из руин: отстраивались города, школы, клубы, больницы, кинотеатры…
9 мая 1950 г. Москва. Центральный выставочный зал. Первая послевоенная выставка, первый вернисаж посвящённый подвигу народа.
То был вернисаж небывалый. В самом воздухе выставочного зала царило торжество. Звучал оркестр. Звенели марши. В памяти зримо вставал Великий День. 9 мая 1945 г.
Победа!
И вдруг словно вернулись первые часы объявления войны. Радио. Суровые слова о предательском нападении фашистов.
Перед глазами посетителей плакат Кукрыников.
Красный воин. Грозный, беспощадный. Он вонзает штык в коварного врага. Осатанелый фюрер подло порвал договор о ненападении. Протянул свою костистую лапу. Но удар красноармейского бойца неотвратим. Победа будет за нами! Никогда не забыть Москву тех дней. И этот первый плакат. Он появился на улицах и площадях столицы 24 июня 1941 года.
Рядом работа Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт!» Ясен, твёрд взор седеющей женщины. Высоко, призывно воздета её рука. Неукоснительны, чётки слова военной присяги. Лес штыков  ответ Отчизны!
Сотни картин, скульптур, графических листов говорили об одном подвиге народа, спасшего Европу, весь мир oт коричневой чумы. «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой…»  слышна была музыка. Люди стояли в раздумье у полотен.
У многих на груди сияли боевые ордена и медали.
Искусство стало памятью народа.
Печальна прощальная краса русской осени. Шелестит тонкое золотое кружево юных белых берёзок. Одиноко тоскует рябинка. Покатый косогор устлан ковром блеклого охристого разнотравья. Вдали раскинулся изумрудный бархат озими. Благостная тишина разлита в природе. В сером прозрачном небе, у самого горизонта  воровская, колючая тень вражеского самолёта. Еле различим ноющий рокот мотора. Вот-вот  и он исчезнет. Но страшен след фашиста.
Припал к отчей земле пастушок. Прижался плотно щекой к сухой, колкой траве. Рука нелепо вывернута. Алая кровь запеклась на русых вихрах паренька. Кнут и шапка отлетели далеко. Крепко, крепко приник к родной земле мальчишка.
Не встать ему никогда. Жалобно тоскливо воет пёс, задрав мохнатую морду. Потеряно бродит стадо. Втиснуты в траву туши убитых коров. Миг назад свинцовый ливень остановил жизнь. Сделанного не поправить. Ненавистная смерть ворвалась в наш дом.
«Фашист пролетел» Так назвал свою картину Аркадий Александрович Пластов. Холст создан в 1942 году.
«История рождения картины такова (из воспоминаний сына художника). Отец писал осенний этюд. И этот сокровенный мотив его так растрогал, что я увидел на его глазах слёзы. Когда вернулся домой в Прислониху (где отец родился и прожил всю жизнь), отец сразу набросал эскиз будущей картины. На другой день он приступил к сбору материала. Рисовал. Писал. Сельские мальчишки помогали ему. Через неделю полотно было готово. В его основу лег тот первый осенний этюд». Всего за семь дней был создан этот шедевр. Семь дней и вечность!
Но продолжим осмотр картин.
Главная площадь державы. Зима. Стужа. Низко нависло тяжёлое, серое, будто мраморное небо. Снег укутал брусчатку. Глухо мерно стучат сапоги, звучат шаги полков. Четок их строй. Московский Кремль. Знак мира. Седые ели у Мавзолея Ленина. Высоко к тучам вознеслась звезда Спасской башни... Прозвенели куранты. Высятся заметенные вьюгой, припорошенные инеем древнее узорчатые купола храма Василия Блаженного. Многое видали они на своём веку. Встречали разных гостей и провожали их.
Бронзовые Минин и Пожарский. Осененные их славой, сомкнув железный строй, идут бойцы. Прямо на битву смертную. Враг рядом.
Пейзаж? Нет! Историческая картина, как понимали её Василий Суриков и Михаил Нестеров. «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 г. ». Написал её Константин Фёдорович Юон, корифей русской культуры. Создатель десятков великолепных картин воспевших песенную красу Руси. Ученик московской школы, воспитанник Валентина Серова.
Как же был сотворён этот эпос? Константин Фёдорович, коренной москвич, никуда не уезжает из столицы. В нетоплёной, холодной мастерской он писал - привычно, каждодневно. Порою взволновано бродил по городу. Примечал костры на бульварах. Вдыхал дымок походных кухонь. Видел танки у Покровских ворот. Винтовки в козлах около Малого Театра. Приходил на любимую, не раз воспетую Красную Площадь  молчаливую, строгую. Москва ощетинилась противотанковыми заграждениями, надолбами. Юон слушал сводки информбюро. Он не был на параде. Но он не мог не написать эту страницу летописи государства. Мастер верил в победу. Непривычна, полупустынна на картине Красная площадь. Не горит кумач лозунгов и плакатов. В студеном воздухе грозно звучит медь оркестра. Далеки трибуны. Не видно лиц бойцов. Только ясен неотразимый ритм солдатских шагов. Зрима поступь годины тяжкого испытания. Лютует ворог. Мнится ему близкая удача. Уже чудится бесноватому фюреру победный, свой нацистский плац-парад в поверженной столице Страны советов. Не вышло. И скоро покатились на Запад, чтобы уже не вернуться никогда, битые хвалённые фашистские дивизии, сметённые Советской Армией.
Незабвенны, чеканно суровы были шаги солдат в тот день. Ведь тогда они будто присягали ещё раз Родине. Каждый знал цену этих минут. Тысячи воинов шли на бой. Исхода иного не было. Супостат стоял у стен древней Москвы. Сердцем каждого бойца, офицера, генерала владела праведная ненависть к фашистам. Нет, не будет пощады злодеям, губителям детей, женщин стариков, посягнувших, на свободу и независимость великого народа. Воины не прощались с Москвой. Они ведали, что всем смертям назло вернутся с победой. Пусть не скоро, пусть не все. Но вернуться. Небольшое полотно. Но сколько в нём правды. Панорама события грандиозного, чрезвычайного, единственного, неповторимого по своей значимости.
Это был наш ответ всем недругам, следившими за развитием событий на Востоке.
Картина была написана в 1942 г.
«Фашист пролетел» и «Мать партизана» на том вернисаже находились в одном выставочном зале. Друг против друга. Рядом. Это художественная публицистика величайшей обличающей силы. Шедевры искусства, которые рассказывали, рассказывают и будут рассказывать далёким потомкам правду нашей эпохи. Горькую, ужасную правду ХХ столетия.
Лето. Яркое солнце… Гарь. Свинцовая мгла затянула дали. Чёрный чад влачится к небу. Гудит багровое пламя пожарища. Догорают остатки дома. Деревня сожжена дотла. Перед нами  двое. Плотный, краснолицый офицер с бычьей шеей. В зелено-мышиной пыльной форме. На груди мерцает железный крест. Только что просвистел в воздухе стек. Только что фашист проорал: «Твой сын? Признавайся!».
Гордо, гневно смотрит в лицо смерти пожилая женщина. Крепко стоит она на своей земле. И не страшен матери неистовый враг. Она молчит. Её сомкнутые уста не произнесут ни слова. И это молчание смертельнее пули.
Застыл в ярости каратель. Замер юноша, схваченный гитлеровцами. Притихли односельчане под дулами вражеских автоматов. Минутное затишье. Но в воздухе будто звучит немое: «Будьте вы прокляты!».
«Мать партизана» Сергея Васильевича Герасимова.
Огромную духовную силу излучает холст. Художник вложил в картину всю свою любовь и ненависть. И полотно говорит.
Ослепляющие лучи июльского солнца. Фиолетовые тени прорезали пыльную землю. Ещё секунда и может прозвучать роковой выстрел… Но не понять матерой белокурой бестии «русской загадки». Он, может, ещё не один день будет шагать по трупам мирных, ни в чём не повинных людей. Может, через мгновение будут повержены мать и сын… но это не станет победой. Случится лишь очередное убийство.
Варварство. Вандализм. И никакие чудовищные рассуждения о «жизненном пространстве», о «сверхчеловеках», о «примате арийцев» не скроют жуткой истины  убийцы. Вот клеймо нацистам и иным любителям посягать на чужие земли и навязывать свои законы свободным народам. Гудит, гудит пламя пожарища. Зловеще багрянее сполохи предвещают грядущую драму. Чёрная тень фашистов легла на нашу землю. Но не суждено им было покорить, сломить свободолюбивый народ. Фашисты посеяли ветер, а пожали бурю. Они думали залить кровью нашу Родину. Подавить дух, честь, совесть Человека.
Сергей Васильевич Герасимов создал полотно эпическое, былинное. Хотя в его основе современность. Эта картина - века. Её нельзя забыть. «Мать партизана»  символ. В нём звучит само время. Его героика и быль.
Отгремели бои. Война ушла на Запад. В руинах сожжённая, словно неживая земля. Такого не знала история. Несчётные тысячи сёл и городов были уничтожены фашистами. Тишина нависла над снегами. Словно жуткие призраки, тянутся к зимнему небу обожжённые, смоляные колоны печных труб. Руины крестьянского дома. Пустынно… Мягкий влажный снег затянул истерзанную землю. Пронзительно кричит вороньё. Далеко, далеко на сотни, тысячи верст тянутся эти пепелища  грозные следы нашествия.
Крепко прижалась к груди солдата русоволосая девушка с длинными косами.
Увидела. Прибежала. Лежит на потёртом, старом ватнике бела худенькая, нежная рука. Трепетная, юная.
Боец, будто обугленный, огрубевший в огне сражений, обнял любимую, долгожданную. Как долго он мечтал об этой встрече! И вот наконец время пришло. Безмолвны снежные дали... Надо начинать новую жизнь. «Возвращение... » Скупо, сдержано рассказывает живописец об одной из миллионов встреч. «Хотят ли русские войны...» Невольно приходят на память слова поэта, когда глядишь на этот холст.
 Победа, став историей не стала прошлым,  говорит Борис Сергеевич Угаров, автор картины «Возвращение»,  Великая Отечественная Война, наша Победа над фашизмом, принадлежит вечности, она сама Вечность. Мы участники войны, пережившие гибель родных, друзей, соратников, должны рассказывать молодым современникам и потомкам о тех днях, когда решались судьбы Родины, Европы да и всей земли.
Искусство  это колокол. Оно должно будить в народе чувство высокой духовности.
Александр Дейнека, создатель одной, из самых поразительных картин эпохи Великой Отечественной  «Оборона Севастополя», вот, что он рассказывает о её создании.
 Но вот возвращусь несколько обратно  к тяжелому 1942 году, когда я уже написал «Окраину Москвы». Меня целиком захватила героика защитников Севастополя. Шла тяжёлая война, я вернулся с фронта из-под Юхнова. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжёлыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился чёрным. Но писать всё же на выставку решил «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за его весёлых людей, море, лодки, самолёты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, даже дети почувствовали, что такое блокада. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолёта. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам. Словом моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину. Не знаю хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая».
«...Мы так неистово хотели
Приблизить долгожданный час,
Что ни снаряды, ни метели
Остановить не смели нас.
На рубежах весны четвёртой
В нагрузку за года тревог,
В дыму и прахе распростёртый
Берлин лежит у наших ног.
Дымная туча повисла над поверженной столицей рейха... Бесславный финал эйфории «мирового господства» близок.
Берлин. Май 1945 года.
Подземелье... кому-то казался непреступным глухой бетонный бункер. Как в сейфе, скрипели массивные стальные глыбы дверей с тяжёлыми засовами...
Мнилось столь же непобедима и сама твердыня фашизма, подмявшего под себя почти всю Европу ... просчитались ...
И вот сюда в крысиное подполье, донёсся грохот Победы ... Снилось ли фюреру в самых кошмарных снах, что ему и его приспешникам придётся испытать эти страшные часы? Грядёт расплата за всё. Леденящий душный мрак разлит в логове врага. Бродят недобрые тени. Опрокинуто кресло. Сдернута ковровая скатерть. Брошена бесполезная телефонная трубка. Связи нет ... Покосились картины в золоченных рамах. Хлам, обрывки бумаг, приказов, скомканных газет на мозаичном паркете.
Хаос... В чёрном провале двери Гитлер. Пучок света вырвал из тьмы белоглазую маску с узкой прорезью рта. Трясущаяся рука маньяка пытается разорвать ворот кителя. Душно. Фюрер оглох от грома беды, которую сам накликал на свою страну, на народ Германии.
Жалкими, никчемными кажутся в эти часы помпезные регалии павшего рейха - все эти рыцарские железные кресты, хищные орлы ... Тупик ... Хотя гитлеровцам не так давно чудилось: мир у их сапог. Но упакован туго чемодан, стол уставлен бутылками. Всё ближе и ближе расплата. Храпит пьяный эсосовец. Нервно постукивает подагрическими пальцами по полированной крышке стола нацистский генерал.
«Конец». Так назвали свой холст Кукрыниксы... Они как никто, много вложили труда и таланта в разоблачение фашистского фюрера. Десятки плакатов, карикатур, «Окон ТаСС», дают нам всю историю возвышения и падения Гитлера. Они написали исторические картины. «Таня», «Бегство фашистов из Новгорода». В них разоблачено всё зло деяний нацизма.
 Это был незабываемый день - вспоминает художник Петр Осовский. Улицы, площади Москвы бурлили. Не было меры народному ликованию.  Мне было тогда 20 лет, и я щемяще остро чувствовал радость, счастье. Что-то невыразимо светлое наполняло душу. И когда наступил вечер, казалось вся столица двинулась на Красную площадь. Смотреть салют победы. Пошли и мы вместе с другом, Гелием Коржевым. В ту пору студенты Московского художественного института, мы жадно .всматривались в сияющие лица людей, видели слёзы, улыбки, всё, что сопровождает мгновение блаженства и торжества правого дела.
Помню чьи-то лучистые глаза. Вспоминаю, как качали белокурого лейтенанта, потом старшину-грузина. Звенели медали, хохотали девушки, визжали мальчишки. И когда в этом человеческом круговороте возникло ??? диво храма Василия Блаженного, башни Кремля, мне показалось, что это сон, сказка ... Вспыхнули прожекторы.
Настал желанный миг ...
В ночном небе немыслимо ярко расцвели изумрудные, алые, лазоревые огни фейерверка. Ухнули гулко орудия. И застонала, вздохнула площадь.
9 мая 1945 года. Ночь. Игра огней. Весёлые слепящие, но добрые лучи прожекторов блуждали по толпам народа. Выхватывали из мрака детали зданий. Вдруг костром красок вспыхнули купола соборов. Потом будто светозарной стрелой взлетела в небо Спасская башня... Мы кричали, пели… и над нами прямо в облака упирались серебряные мечи прожекторов. В своей картине «Салют победы» я хотел передать со всей возможной силой то счастье памяти, причастности к чуду, которое я ношу с собой всю жизнь. Я мечтал, когда писал это полотно, хоть как-то отразить торжество той незабываемой ночи.

 Да, искусство  это колокол, это набат, который не даёт угаснуть памяти народной.
Категория: Досвід бібліотекарів | Добавил: Татьяна1094
Просмотров: 454 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 1
1 Татьяна1094   (05.11.2013 21:16)
Спасибо! Заявку на сертификаты уже оставили, с нетерпением ждем. Спасибо Вам за отличную поддержку, желаем процветания сайту!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Міні-профіль
Суббота
03.12.2016
09:47


Погода
Цікаво знати
Дистанційне навч.
Хостинг фотоальбомов
Код кнопки
Сайт учителя П’ятих Олени Іванівни


Обміняємось кнопками


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Посетители за день

    Скільки нас?
Зарег. на сайте: Всего: 3166
Новых за месяц: 10
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них:
Администраторов: 1
Модераторов: 0
Проверенных: 5
Обычных юзеров: 3151
Из них:
Парней: 477
Девушек: 2689
Поиск